Доверительное управление имуществом организации и защита прав клиента

Доверительное управление имуществом получает все большую популярность в условиях современности. Этот процесс в обязательном порядке предполагает составление договора, в рамках которого учредитель управления передает доверительному управляющему имущество на определенный срок, а управляющий, в свою очередь, обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах либо учредителя, либо другого лица (то есть выгодоприобретателя). При передаче имущества в доверительное управление не происходит перехода права собственности на него к доверительному управляющему. По сути, именно этим договор доверительного имущества отличается от договора доверительной собственности (или траста), который существовал в системе законодательства до введения в действие Гражданского кодекса РФ.

Передача имущества в доверительное управление обязательно сопровождается составлением договора в письменном виде. Форма для заключения договора обычно предусматривается в отношении недвижимого имущества. Если же требование о форме этого документа не будет соблюдено, договор доверительного управления имуществом будет считаться недействительным.

Доверительное управление имуществом организации посредством заключения договора предусматривает наличие существенных условий в данном документе:
- состав имущества, которое передается в доверительное управление;
- наименование юридического лица (выгодоприобретателя или учредителя управления), в интересах которого будет осуществляться управление имуществом;
- размер и форма вознаграждения управляющему, если факт его выплаты предусматривается договором;
- срок действия указанного договора.

Относительно срока договора доверительного управления имуществом стоит заметить, что он определяется по общему правилу касательно сроков осуществления мер в отношении управления и охраны имущества. Но при этом важно знать, что предельный срок, на который может быть заключен такой договор, не должен превышать 5 лет.

Предусмотрено, что стороны договора доверительного управления имуществом должны выполнять все обязательства, которые возложены на них после подписания указанного документа. Если же этого не происходит, то одна из сторон, которая пострадала вследствие нарушения договора другой стороной, может расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке, направив соответствующее уведомление нарушителю. Договор может считаться расторгнутым спустя 2 недели после получения указанного уведомления адресатом.

Из-за чего же чаще всего происходит расторжение договора доверительного управления имуществом между сторонами? Основаниями для этого могут служить следующие ситуации:
- неполучение управляющим передаточного распоряжения в течение двух недель после подписания договора;
- немотивированный отказ управляющего заменить сотрудников, которые осуществляют непосредственное управление имуществом;
- ненадлежащее выполнение управляющим своих обязанностей по договору;
- отказ выгодоприобретателя от прав, которые предоставляются настоящим договором;
- другие случаи, которые установлены законодательством.

Если одна из сторон не подает заявление о прекращении договора по окончании срока его действия, то он автоматически продлевается на прежний срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены ранее.

Споры по договорам доверительного управления имущества – это не редкость. Ежедневно суды разбирают множество подобных дел и выносят решения в пользу одной из сторон. Если вы хотите выйти победителем из спора и выиграть дело в суде, обратитесь к нашим адвокатам, и мы поможем вам восстановить справедливость!