Договор безвозмездного пользования и споры по нему

Договор безвозмездного пользования имуществом представляет собой разновидность соглашения, в рамках которого один из участников, выступающий в качестве ссудодателя, берет на себя обязательства по передачи вещи в безвозмездное пользование другому участнику, выступающему в качестве ссудополучателя. В свою очередь, последний обязуется вернуть полученную вещь на условиях, оговоренных в договоре. Именно этот документ относится видам договоров, направленных на эксплуатацию имущества.

Достаточно часто договор безвозмездного пользования помещением или другим имуществом может использоваться в качестве договора ссуды. Поскольку она бывает долгосрочной и краткосрочной, то и сам договор может быть, как консенсуальным, так и реальным. Реальный договор является односторонним, так как обязанности при его заключении возникают только со стороны ссудополучателя. Консенсуальный договор может быть двусторонним, поскольку в процессе его заключения обязанности возникают у обоих участников правоотношений.

Договор безвозмездного пользования нежилым помещением или другим имуществом имеет некоторые сходства с договором аренды, и основное из них – это безвозмездность. Но вне зависимости от того, какими соображениями руководствуется собственник имущества, когда в рамках договора передает его в безвозмездное пользование, рано или поздно он решит вернуть его в свое владение. Это может произойти даже до истечения срока действия заключенного соглашения. Например, если у собственника объекта найдется более выгодный партнер, который готов заплатить большую сумму денег или заключить соглашение на более длительный срок. Возможно ли в этом случае расторгнуть договор, не дожидаясь окончания срока его действия? В пункте 1 статьи 450 ГК РФ и в статье 451 ГК РФ предусмотрена возможность таких действий.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования возможно в следующих случаях:
- использование ссудополучателем вещи не в соответствии с ее названием или условиями договора;
 - невыполнение ссудополучателем обязанностей по содержанию и поддержанию имущества в надлежащем виде;
- существенное ухудшение ссудополучателем состояния имущества;
 - передача ссудополучателем имущества третьим лицам без согласия ссудодателя.

Конечно, не только заключение договора безвозмездного пользования имуществом должно проводиться по правилам – процедуры расторжения договора это также касается. Так ссудодателю необходимо соблюдать порядок предъявления требований о расторжении договора. Сначала он обращается по данному вопросу непосредственно к ссудополучателю, и если тот даст отрицательный ответ, то в этом случае ссудодатель получает право подачи искового заявления в суд. Что касается сроков получения ответа от ссудополучателя, то обычно, направляя претензию, ссудодатель должен указать количество дней, необходимых для принятия решения. Если этого сделано не было, срок рассмотрения требования ссудодателя составляет 30 дней.

Обращаясь в апелляционный суд для защиты интересов организации, будьте готовы к тому, что это потребует от вас немало физических, моральных и материальных затрат. Гораздо лучше, если ведение дела вы доверите грамотному адвокату, который достойно представит ваш интересы в суде, поможет собрать все необходимые документы и доказательства. Именно так работают наши специалисты! Быстрота, профессионализм, юридическая точность и грамотность – вот, те преимущества, которые уже оценили многие наши клиенты! Доверьте нам защиту собственных интересов!